Geography

Surface of Mogilev region is primarily plain. Eastern part is occupied by Orsha-Mogilev plain, western — by Central-berezina plain. Orsha upland is situated in the north-west part, while in the north-east you can find Gorky-Mstislavl upland plain and a part of Smolensk upland where the highest point of the region (239 m above sea level) is situated. Prevailing heights are 150-200 m. while the lowest point of Mogilev region is 126 m (the river Sozh near Goyshin village of Slavgorod disctrict).

Nature of Mogilev region is various and picturesque. Forests take more than a third of the region territory, main kinds of trees are conifers (54.9%), spruce (15.1%) and birch (15.1%), alders (5.6%) and oaks (5.4%). Area of state forest fund is more than 1 mln ha. Unique flood land oak grove in the valleys of the Berezina and the Dnieper. Green forest sea in the south of the region is combined with fields and meadows in the east.

100 species of nesting birds and about 70 species of mammals. In the forests of Mogilev region ermine, raccoon dog, elk, brown bear, deer and the king of oak groves — bison.

On the territory of the region there are hydrology sanctuaries of national significance — Zaozerye and Ostrova Dulebi, 72 sanctuaries of local significance. Distant location from the cities increases the recreational value. Unique lakes of these sanctuaries are of glacial origin.

The territory of Mogilev region belongs to the basin of the river Dnieper which crosses the region from the north to the south. Its largest inflows are the Lakhva, the Druts, the Berezina (on the right) and the Sozh (on the left). The largest inflows of the Berezina river are the Svisloch, the Olsa, the Ala. The inflows of the Druts river are the Oslik, the Vabich, the Greza. The inflows of the Sozh river are the Lobjanka, the Volches, the Pronya, the Basya, the Resta, the Besed, the Surov and the Zhedunka. The river Ptich flows on the south-west of the region.

Tsetserinsk, Chigirinka and Osipovichi artificial water reservouirs are beautiful and full of fish. Some of them are used for breeding of white amur, silver carp and trout.

The climate is moderate-continental. Winter is mild and summer is warm. The average temperature in January is from — 8.2 (in the north-east) to −6.5 degrees (in the south-west). The average temperature is July is from +17.8 (in the north-east) to +18.7 (in the south-west). The amount of fall-out is 575-576 mm per year. 70% of the fall out comes in the warmest time of the year (april-october).


Strategic situation

Mogilev region is the most eastern region of the Republic of Belarus. It borders on the Russian Federation and is situated on the inside border of the Customs Union. The length of the region from north to south is 150 km and from west to east is more than 300 km. The area of the region is 29.1 thousand sq. km. There are 21 districts and 15 cities in the region. 1.1. million people reside here.

Transport infrastructure in Mogilev region is represented by a broad net of roads, railways and airlines. The airport is located 17 km away from Mogilev and is able to provide landing and taking off aircrafts up to 196 tons and all types of helicopters 24 hours a day. River harbors «Mogilev» on the river Dnieper and «Bobruisk» on the river Berezina are used for goods transportation.

Mogilev region is an appropriate link between countries of the CIS (first of all — Russia) and EU states which foreign companies can make benefit of during deployment of their industrial, logistic and distributive business units at the territory of the country.


Administrative division

Area of Mogilev region is 29 000 km. The population is estimated at around 1,123 mln people. The administrative centre is Mogilev city. Mogilev region consists of 21 district

Name Area, sq.m. Population (2016) Administrative centre
1. Belynichi 1419,52 19 156 Belynichi
2. Bobruisk 1599,05 17 362 Bobruisk
3. Bykhov 2263,16 30 225 Bekhov
4. Glussk 1335,44 13 994 Glussk
5. Gorky 1284,31 46 293 Gorky
6. Drybin 766,53 10 132 Drybin
7. Kirovsk 1295,20 19 718 Kirovsk
8. Klimovichi 1542,78 25 280 Klimovichi
9. Klichev 1800,32 15 148 Klichev
10. Krasnopolye 1223,04 9713 Krasnopolye
11. Krichev 777,54 32 592 Krichev
12. Krugloye 881,81 14 208 Krugloye
13. Kostyukovichi 1493,84 23 504 Kostyukovichi
14. Mogilev 1895,40 40 234 Mogilev
15. Mstislavl 1332,51 21 543 Mstislavl
16. Osipovichi 1947,21 48 291 Osipovichi
17. Slavgorod 1317,82 13 238 Slavgorod
18. Khotimsk 858,87 10 977 Khotimsk
19. Chausy 1471,39 18 545 Chausy
20. Cherikov 1020,20 13 530 Cherikov
21. Shklov 1334,17 27 910 Shklov

Mogilev region

Industrial potential

Mogilev region is one of the basic industrial regions of Belarus.

Industry makes 1\3 part of GRP in Mogilev region. Manufacturing accupies more than 90% in the industrial structure and kames more than 33% of the Great Regional Product. Its main branches are: food production (27.3%), rubber and plastic production (11/8%) and chemicals production (7.4%).

Largest manufacturing enterprises

Engineering (29% from RB $1.11bln) — JSC «Mogilevliftmash»
— Holding managing company «Bobruiskagromash»
— JSC «Bobruisk plant of tractor parts and units»
Chemical industry (28% from RB $1.1bln) — JSC «Belshina»
— JLLC «Jokey plastic»
— JSC «Mogilevkhimvolokno»
Food production (22% from RB $0.85bln) — JSC «Babushkina krynka — holding managing company»
— JCJSC «Servolux»
— JSC «Mogilev meat-packing plant»
Consumer industry (5.4% from RB $0.21bln) — JSC «Lenta»
— JSC «Mogotex»
— JSC «Bobruisk tanning plant»
Wood processing (2.9% from RB $0.11bln) — FLLC «VMG Industry»
— FLLC «Mebelain»
— JSC «Fandok»
— RUE «Newspaper plant»

Resource and raw material potential of the region

At the territory of the region there are various deposits of different mineral resources including unique for Belarus — phosphorites. The country has greatest deposits of cement raw materials (chalk, marl, clay and cement loam), large deposits of building and silicate sand, sand gravel mix, peat, sapropel and mineral water. The greatest deposits of minerals in Belarus — bergmeal — is situated in the eastern part of the region (at the territory of Khotimsk district). The mineral is characterized by high technological properties.

The land of Mogilev region is especially rich with mineral waters. Polykovichy krynitsa is known worldwide. It was opened in 1802. Nowadays it is a nature monument of republic significance. Chloride-sulphate, sodium-calcium waters of preventorium Sosny are valuable as well. In the neighbourhood of Krichev mineral water was found at a depth of 400m. It is useful for treatment of digestion system organs, radiculitis, thrombosis, venous diseases and taking therapeutic baths. Mineral sources can be found on the territory of Mogilev, Bobruisk, kolkhoz «Rassvet» of Kirovsk region.


Labour potential

Mogilev region has 8 higher education institutions which provide training of specialists in engineering, economics, agriculture, law, pedagogy and food industry. Also they provide training of specialists for law enforcement agencies and culture-educational establishments.

Higher education institutions:

  • Belarussian state of the Orders of the October revolution and the order of the Labour Red banner agricultural academy;
  • Belarussian-Russian university;
  • Mogilev state university named after A. A. Kuleshov;
  • Mogilev state university of food;
  • Mogilev institute of the Ministry of Internal affairs;
  • Mogilev branch of «Belarussian state academy of music»;
  • Bobruisk branch of «Belarussian state economic university»;
  • Mogilev branch of private educational establishment «Belarusian institute of law».

Scientific and innovative capacity

At the territory of Mogilev region there are 4 state universities and 1 academic institute which perform research, development and engineering on various fields of scientific research activities.

In 2014 in Mogilev region research and development were carried out by 619 people working in 17 organizations. The scope of the carried out scientific and engineering was 101 747 million belarussian roubles. Internal costs of research and development works amounted 87 025 mln bel. rub.

Internal costs on research and development works per one employee involved in scientific research made 141 mln. bel. roubles. 466 people with high education took part in scientific research including 4 doctors of science, 25 doctors of philosophy and 103 people with vocational secondary education.

The development of scientific and engineering potential of the region by all use of world and domestic achievements in science and engineering is essential for the creation of globally competitive, innovative, high-tech, socially oriented economy.

География

Поверхность Могилевской области преимущественно равнинная. Восточную часть занимает Оршанско-Могилевская равнина, западную — Центрально-березинская равнина. На северо-западе расположена часть Оршанской возвышенности, на северо-востоке находятся Горецко-Мстиславльская возвышенная равнина и часть Смоленской возвышенности, где находится самый высокий пункт области — 239 м над уровнем моря. Преобладают высоты 150-200 метров, самая низкая отметка Могилевской области 126 метров (врез реки Сож, ниже д. Гойшин Славгородского района).

Природа Могилевщины разнообразна и живописна. Лес занимает больше трети территории области, в основном это хвойные породы (54,9%), есть также еловые и березовые по 15,1%, ольховые 5,6%, дубовые 5,4%. Площадь государственного лесного фонда составляет более 1 млн. га. Сохранились уникальные пойменные дубравы в долинах Березины и Днепра. Зеленое лесное море на юге области гармонично дополняется лугами и полями на востоке.

Здесь обитают более 100 видов гнездящихся птиц и около 70 видов млекопитающих. В Могилевских лесах можно встретить горностая и енотовидную собаку, лося и бурого медведя, оленя и царя дубрав — зубра.

На территории области расположены гидрологические заказники республиканского значения Заозерье и Острова Дулебы, 72 заказника местного значения. Удаленность заказников от городов увеличивает их рекреационную ценность. Уникальные озера в этих заказниках имеют ледниковое происхождение.

Территория Могилевского края относится к бассейну Днепра, который пересекает область с севера на юг. Его крупнейшие притоки Лахва, Друть, Березина (справа), Сож (слева). Крупнейшие притоки Березины — Свислочь, Ольса, Ала; Друти — Ослик, Вабич, Греза; Сожа — Лобжанка, Волчес, Проня с Басей и Растой, Беседь с Суровом и Жедунькой; на юго-западе протекает река Птичь (приток Припяти).

Красивы и богаты рыбой искусственные водохранилища — Тетеринское, Чигиринское и Осиповичское. Некоторые из них используются для разведения белого амура, толстолобика и форели.

Климат умеренно-континентальный. Зима мягкая, лето теплое. Средняя температура воздуха в январе от минус 8,2 градусов на северо-востоке до минус 6,5 градусов по шкале Цельсия на юго-западе, в июле от плюс 17,8 градусов на северо-востоке до плюс 18,7 градусов по шкале Цельсия на юго-западе. Осадков выпадает 575-675 мм в год. 70% осадков выпадает в теплую половину года (апрель-октябрь).


Стратегическое положение

Могилевская область — самый восточный регион Беларуси — граничит с Российской Федерацией и находится на внутренней границе Таможенного союза. Протяженность региона с севера на юг составляет 150 км, а с запада на восток — более 300км. Площадь области — 29.1 тыс. кв. м. В области 21 район, 15 городов. В области проживает 1.1 млн. человек.

Транспортная инфраструктура Могилевской области представлена широкой сетью автомобильных, железных, воздушных дорог. Функционирует аэропорт, который находится в 17 км. от Могилева и способен круглосуточно обеспечивать прием и выпуск воздушных судов массой до 196 тонн и вертолетов всех типов. Речные порты «Могилев» на реке Днепр и «Бобруйск» на реке Березина используют для перевозки грузов.

Могилевская область является наиболее оптимальным связующим звеном между странами СНГ (прежде всего Россией) и странами ЕС, что может быть выгодно использовано зарубежными компаниями при размещении на территории страны своих производственных, логистических и бытовых подразделений.


Административное устройство

Площадь могилевской области составляет 29 тыс. км. В области проживает около 1,123 млн человек. Административный центр области — город Могилёв. Могилёвская область состоит из 21 района.

Название Площадь, км² Население, чел. (2016) Административный центр
1. Белыничский 1419,52 19 156 Белыничи
2. Бобруйский 1599,05 17 362 Бобруйск
3. Быховский 2263,16 30 225 Быхов
4. Глусский 1335,44 13 994 Глуск
5. Горецкий 1284,31 46 293 Горки
6. Дрибинский 766,53 10 132 Дрибин
7. Кировский 1295,20 19 718 Кировск
8. Климовичский 1542,78 25 280 Климовичи
9. Кличевский 1800,32 15 148 Кличев
10. Краснопольский 1223,04 9713 Краснополье
11. Кричевский 777,54 32 592 Кричев
12. Круглянский 881,81 14 208 Круглое
13. Костюковичский 1493,84 23 504 Костюковичи
14. Могилёвский 1895,40 40 234 Могилёв
15. Мстиславский 1332,51 21 543 Мстиславль
16. Осиповичский 1947,21 48 291 Осиповичи
17. Славгородский 1317,82 13 238 Славгород
18. Хотимский 858,87 10 977 Хотимск
19. Чаусский 1471,39 18 545 Чаусы
20. Чериковский 1020,20 13 530 Чериков
21. Шкловский 1334,17 27 910 Шклов


Mogilev region

Промышленный потенциал

Могилевская область — один из основных промышленных регионов Беларуси.

Промышленность формирует 1\3 ВВП Могилевской области. В структуре промышленности более 90% имеет обрабатывающая, она формирует более 33% ВВП. Основными ее отраслями являются: производство пищевых продуктов (27,3%), производство резиновых и пластмассовых изделий (11.8%) и химическое производство (7.4%).

Крупнейшие промышленные предприятия

Машиностроение (29% от РБ 1.11 млрд.$) — ОАО «Могилевлифтмаш»
— ОАО «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш»
— ОАО «Бобруйский завод транспортных деталей и агрегатов»
Химическая промышленность (28% от РБ 1.1 млрд.$) — ОАО «Белшина»
— СООО «Джокей пластик»
— ОАО «Могилевхимволокно»
Производство пищевых продуктов (22% от РБ 0ю85 млрд.$) — ОАО «Бабушкина крынка — управляющая компания холдинга»
— СЗАО «Серволюкс»
— ОАО «Могилевский мясокомбинат»
Легкая промышленность (5.4% от РБ 0.21 млрд.$) — ОАО «Лента»
— ОАО «Моготекс»
— ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат»
Деревообработка (2.9% от РБ 0.11 млрд.$) — ИООО «ВГМ Индустри»
— ИООО «Мебелайн»
— ОАО «Фандок»
— РУП «Завод газетной бумаги»

Ресурсно-сырьевой потенциал

На территории региона находятся месторождения различных полезных ископаемых, в том числе уникальных для Беларуси — фосфоритов. В области сконцентрированы крупнейшие в стране запасы цементного сырья (мел, мергель, глины и суглинки цементные), крупные запасы строительных и силикатных песков, песчано-гравийных смесей, торфа, сапропеля, минеральных вод. В восточной части области (на территории Хотимского района) находятся огромные запасы минерального сырья — трепела, который характеризуется высокими технологическими свойствами.

Особенно богата могилевская земля минеральными водами. На весь мир знаменита Полыковичская криница, открытая еще в 1802 году. Сегодня это памятник природы республиканского значения. Ценными являются и хлоридно-сульфатные натриево-кальциевые воды профилактория Сосны. Под Кричевом на глубине 400 метров обнаружена минеральная вода, пригодная для лечения органов пищеварения, радикулита, тромбозов, венозных заболеваний, а также для принятия лечебных ванн. Минеральные источники есть на территории Могилева, Бобруйска, колхоза «Рассвет» Кировского района.


Трудовой потенциал

В Могилевской области действует 8 высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов технического, экономического, аграрного, юридического, педагогического и пищевого профиля. Осуществляется подготовка специалистов для органов внутренних дел и культурно-просветительского профиля.

ВУЗы:

  • Белорусская государственная орденов Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия;
  • Белорусско-Российский университет;
  • Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова;
  • Могилевский государственный университет продовольствия;
  • Могилевский высший колледж МВД;
  • Могилевский филиал «Белорусская государственная академия музыки»;
  • Бобруйский филиал «Белорусский государственный экономический университет»;
  • Могилевский филиал частного учреждения образования «Белорусский институт правоведения»

Научный и инновационный потенциал

На территории Могилевской области функционирует 4 государственных и 1 академический институт, которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы по различным направлениям научно-исследовательской деятельности.

В 2014 году в Могилевской области научные исследования и разработки выполняли 619 человек, работающих в 17 организациях. Объем выполненных научно-технических работ составил 101 474 млн. руб., внутренние затраты на научные исследования и разработки составили 87 025 млн. руб.

Внутренние затраты на научные исследования и разработки в расчете на 1 работника, занятого научными исследованиями и разработками, составили 141 млн. руб. В проведении научных исследований принимали участие 466 человек с высшим образованием, в том числе 4 доктора наук, 25 кандидатов наук, 103 человека имели среднее специальное образование.

Развитие научно-технического потенциала региона путем полноценного использования использования мировых и отечественных достижений науки и техники имеет важное значение для создания конкурентоспособной на мировом рынке, инновационной высокотехнологичной, социально ориентированной экономики.